Родился: 23 февраля 1944г Дата смерти: 20 мая 2009 (65 лет) Место рождения: г. Джезказган, Казахская ССР Гражданство: Россия Профессия: актер, кинорежиссер Награды:Орден "За заслуги перед отечеством" II степени, Орден "За заслуги перед отечеством" III степени, Орден "За заслуги перед отечеством" IV степени, Народный артист СССР (1991г), Народный артист РСФСР (1984г), Заслуженный артист РСФСР (1977г), Государственная премия СССР (1987г), Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1989г), Премия Ленинского комсомола (1977г), Государственная премия Российской Федерации (1996), Государственная премия Российской Федерации (2002).
Биография:
Ранние годы
Олег Иванович Янковский родился в городе Джезказган Казахской ССР 23 февраля 1944 года в семье Ивана Павловича и Марины Ивановны Янковских. Род Янковских имеет белорусские и польские корни. Отец актёра Ян Янковский (позднее закрепилось имя Иван) до революции 1917 года был гвардейским офицером, штабс-капитаном лейб-гвардии Семёновского полка, в Первую мировую войну награждён офицерским Георгиевским крестом. Во время Брусиловского прорыва был тяжело ранен. Служил вместе с Тухачевским, который тоже начинал карьеру в Семёновском полку. В начале 1930-х был арестован, а в 1936 году освобождён. В 1937 году Иван Павлович был снова арестован, — как утверждал сам Олег Янковский, — «погорел» за то, что «был другом Тухачевского». Вскоре освобождён. Во время Великой Отечественной войны работал в тылу — на строительстве в Джезказгане и Ленинабаде. В 1951 году семья перебралась в Саратов, где в 1953 году Иван Павлович скончался (дало знать о себе ранение, полученное в Первую мировую войну). Иван Павлович любил театр, искусство, музыку; Марина Ивановна в юности мечтала стать балериной. У них была большая библиотека, которую собрал отец и сумела сохранить мать. Когда семья переехала из Джезказгана в Саратов, увлечением сыновей стал театр — старший Ростислав занимался в кружке художественной самодеятельности, средний брат, Николай, — в театральном кружке. Братья обожали спектакли местного ТЮЗа. Ростислав, окончив театральную студию в Ленинабаде, стал работать в местном театре. В 1957 году он перебрался в Минск, где начал играть на сцене Минского русского драматического театра им. М. Горького. Чтобы избавить мать от части материальных забот (в семье остался один кормилец — средний брат Николай), через год Ростислав забрал к себе 14-летнего Олега, который как раз закончил седьмой класс. В Минске Янковский-младший дебютировал на сцене — нужно было заменить заболевшую травести — исполнительницу эпизодической роли мальчика Эдика в спектакле «Барабанщица» А. Д. Салынского. Олег не ощущал важности своего участия в спектакле — однажды он заснул в гримёрке и не успел к своему выходу. Олег любил футбол, которым увлёкся, ещё живя в Саратове. Перебравшись в Минск, он играл какое-то время вместе с Эдуардом Малофеевым. Но это увлечение отрицательно отразилось на учёбе, и старший брат запретил Олегу играть в футбол. Марина Ивановна переживала в связи отъездом сыновей, и как только появилась возможность, Олег вернулся в Саратов, где окончил школу № 67. После школы Олег собирался поступать в медицинский институт, но случайно увидел объявление о приёме в Саратовское театральное училище. Вспомнив свой минский опыт на сцене, он решил попробовать свои силы. К его разочарованию, приёмные туры были закончены, но Олег решил всё-таки узнать о правилах приёма на следующий год и зашёл в кабинет директора. Тот только спросил фамилию и сказал, что Янковский зачислен и нужно приходить на занятия в начале сентября. Как выяснилось спустя несколько месяцев, брат Олега — Николай — втайне от семьи решил поступать и с успехом прошёл все приёмные туры. Искренне любящий Олега Николай не стал разлучать его со сценой. Учился Олег не без проблем. Как вспоминал педагог по сценической речи: «Говорил плохо, аппаратом обладал тяжёлым, рот открывал неправильно». Но в роли Тузенбаха в дипломном спектакле «Три сестры» Олег Янковский сумел показать себя многообещающим, интересным актёром, и это развеяло сомнения мастера курса. На втором курсе училища Олег познакомился с Людмилой Зориной, которая училась на курс старше. Вскоре они поженились. Когда после училища Зорину пригласили в Саратовский драматический театр, она настояла, чтобы Олега тоже взяли туда. После окончания в 1965 году Саратовского театрального училища (педагог — А. С. Быстряков) Олега зачислили в труппу Саратовского театра. Людмила быстро стала звездой театра, на неё ходил смотреть весь Саратов. Олегу же доставались лишь эпизодические роли.
Дебют в кино
В кино Олег Янковский попал почти случайно. Саратовский театр драмы находился на гастролях во Львове. Олег зашёл в гостиничный ресторан, чтобы пообедать. В этом же ресторане расположился режиссёр Владимир Басов и члены съёмочной группы будущего киноромана «Щит и меч». Они обсуждали, где найти артиста на роль Генриха Шварцкопфа. Жена Басова, Валентина Титова, заметив за соседним столиком Олега, сказала режиссёру: «вот сидит юноша с типичной арийской внешностью». Басов согласился, что молодой человек подошёл бы идеально, но «он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. Где найти артиста с таким умным лицом?». Встретив вновь Олега на Мосфильме и узнав, что он актёр, Наталья Терпсихорова, ассистентка Басова, предложила его кандидатуру режиссёру. Она нашла Олега в саратовском театре и пригласила на пробы. Станислава Любшина, который был уже утверждён на роль разведчика Иоганна Вайса (Александра Белова), вызвали подыгрывать молодому артисту. Олег очень волновался. У него совсем не было опыта в кино, а в театре его опыт состоял из крошечных эпизодов. Станислав Любшин рассказывал:
Играем и, как все артисты на кинопробах, играем ужасно. Мне это не страшно, я уже утверждён, а Олег так стал переживать! У нас там стояла белая колонна, мраморная, и он был бледнее, чем эта колонна. Всё трагическое состояние было выражено на его благородном лице. И чем дольше Олег держался за колонну, тем становился краше. Я тогда Басову говорю: «Владимир Павлович, ну посмотрите, как этот парень страдает, как точно вы выбрали артиста». Оператор Паша Лебешев меня поддерживает: «Действительно, он всё интереснее и интереснее делается». И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем».
Так Олег Янковский был приглашён в свой первый фильм. Труппа театра отправилась после Львова в Ялту, там Олег читал сценарий фильма «Щит и меч». В этом же году Олег сыграл красноармейца Андрея Некрасова в драме Евгения Карелова «Служили два товарища». Вначале он пробовался на роль поручика Брусенцова, но режиссёр, увидев на пробах Олега, воскликнул: «Этого человека мы Врангелю не отдадим». На съёмках этого фильма Янковский встретился сразу с двумя звёздами — Роланом Быковым, который играл Ивана Карякина, и с Владимиром Высоцким, сыгравшим поручика Брусенцова. С Роланом Быковым молодой актёр подружился. Совет Быкова стал пророческим для Янковского и запал ему в память:
Ты не рвись сразу в Москву, Олег. Москва задыхается, ей не хватает талантливых людей. А ты будешь популярным, как только выйдет этот фильм. Звать будут многие театры — и московские и ленинградские.
В роли Некрасова Янковский научился молчать и научился смотреть. Валерий Фрид, один из авторов сценария, вспоминал, как к нему прибежал режиссёр фильма Евгений Карелов и обеспокоенно спросил, почему у Некрасова, которого играл Янковский, так мало текста, все его реплики уместились на половинке печатной странички.
Как же так, главная роль и столь мало текста? Может, добавите? Не надо, сказали мы режиссёру, пусть молчит, пусть Быков разговаривает, а у Янковского и так всё ясно, без текста, и молчит он так выразительно, так много говорит его молчание.
После выхода фильмов «Щит и меч» и «Служили два товарища» Янковский стал знаменитым. Саратовские зрители стали ходить в театр на Олега Янковского. Олег Иванович стал получать серьёзные роли, как классического («Стакан воды» — Мешем, «Таланты и поклонники» — Мелузов, «Идиот» — Мышкин, так и современного репертуара («Человек со стороны» — Чешков).
Фильморафия
Щит и меч - 1968 Служили два товарища - 1968 Жди меня, Анна - 1969 Я, Франциск Скорина - 1969 О любви - 1970 Расплата - 1970 Сохранившие огонь - 1970 Белая земля - 1971 Гонщики - 1972 Гнев - 1974 Зеркало - 1974 Пир во время чумы - 1974 Под каменным небом - 1974 Премия - 1974 Сержант милиции - 1974 Звезда пленительного счастья - 1975 Мой дом — театр - 1975 Полковник в отставке - 1975 Чужие письма - 1975 Семьдесят два градуса ниже нуля - 1976 Длинное, длинное дело - 1976 Доверие - 1976 Сентиментальный роман - 1976 Сладкая женщина - 1976 Слово для защиты - 1976 Обратная связь - 1977 Открытая книга - 1977 Мой ласковый и нежный зверь - 1978 Обыкновенное чудо - 1978 Поворот - 1978 Парень из нашего города - 1978 Тот самый Мюнхгаузен - 1979 Мы, нижеподписавшиеся - 1981 Повести Белкина. Выстрел - 1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей - 1981 Шляпа - 1981 Влюблен по собственному желанию - 1982 Полеты во сне и наяву - 1982 Попечители - 1982 Вечера на хуторе близ Диканьки - 1983 Дом, который построил Свифт - 1983 Ностальгия - 1983 Поцелуй - 1983 Два гусара - 1984 Храни меня, мой талисман - 1986 Крейцерова соната - 1987 Филер - 1987 Убить дракона - 1988 Диктатура совести - 1988 Мой двадцатый век - 1989 Мадо, до востребования - 1990 Паспорт - 1990 Цареубийца - 1991 Московский полицейский Каминский - 1991 Сны о России - 1992 Тьма - 1992 Я — Иван, ты — Абрам - 1993 Немой свидетель - 1994 Первая любовь - 1995 Роковые яйца - 1995 Терра инкогнита - 1995 Ревизор - 1996 Алиса - 1997 Райское яблочко - 1998 Китайский сервиз - 1999 Бременские музыканты и К - 2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе - 2000 Приходи на меня посмотреть - 2000 Человек, который плакал - 2000 Прокрустово ложе - 2000 Любовник - 2002 Шут Балакирев - 2002 Бедный, бедный Павел - 2003 Доктор Живаго - 2005 Живая рыба - 2005 Лузер - 2007 Райские птицы - 2008 Стиляги - 2008 Без вины виноватые - 2008 Анна Каренина - 2009 Царь - 2009